О коррупционерах

Знакомый профессор, заведующий кафедрой одного из государственных вузов, пожаловался, что по приказу ректора должен заполнить 26-страничную декларацию о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год. Добавил, что не является юристом, но на его взгляд это нонсенс, поскольку эти требования применимы только к государственным служащим, к каковым он не относится.

Попросил его показать приказ ректора, оказалось, что это требование к подчиненным последний обосновал Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Решил проверить интуитивное мнение профессора.

И вот что получается.


Согласно статье 1 федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции», коррупцией признано «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Указанная норма является бланкетной, прямо отсылает в отдельной ее части к нормам Уголовного кодекса РФ. В частности, «злоупотребление служебным положением»- преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ, «дача взятки» - преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ, «получение взятки»- преступление, предусмотренное статьей 290 УК РФ, «злоупотребление полномочиями» - преступление, предусмотренное статьей 201 УК РФ, «коммерческий подкуп» - преступление, предусмотренное статьей 204 УК РФ.

Заведующий кафедрой государственного вуза работает в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Субъектами преступлений, предусмотренных ст.ст.285, 291, 290 УК РФ, применительно к государственным учреждениям являются должностные лица, которые должны быть государственными служащими. В главе 30 УК РФ признаны преступными и отдельные действия государственных служащих, которые должностными лицами не являются. Только государственные служащие могут посягать на интересы государственной власти и государственной службы – объекты посягательства, указанные в наименовании главы 30 УК РФ, где и расположены эти составы.

Субъекты преступлений, предусмотренных ст.ст. 201, 204 УК РФ, - не должностные лица, являющиеся государственными служащими, не государственные служащие, которые не являются государственными служащими, а лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Наконец, коррупционерами действиями государственных служащих - должностных лиц, согласно статье 1 указанного федерального закона «О противодействии коррупции», являются не только те, что предусмотрены ст.ст. 285, 291, 290 УК РФ, но также некое «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Чтобы не понималось законодателем по этим «иным незаконным использованием», поскольку речь идет о действиях физического лица с использованием своего должностного положения, очевидно, что в данном случае речь идет только о должностном лице, которое может быть только государственным служащим.

Поведение каких же конкретно должностных предполагает профилактировать законодатель с точки зрения не совершения ими коррупционных действий?

Среди прочих это граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных учреждений, а также лица, замещающие эти должности. Согласно ст.8 указанного федерального закона «О противодействии коррупции», эти лица обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю).

Значит ли это, что так должны поступать все руководители всех государственных учреждений, или лица, претендующие на занятие этих должностей?

Должностные лица государственных учреждений, о чем уже сказано, обязательно должны быть государственными служащими.

Государственные служащие, в свою очередь, обладают отличительными от других работников признаками.

Все работники Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования государственными служащими не являются по следующим основаниям.

В статье 10 действующего Федерального закона от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», обязательный признак всех государственных служащих – получение денежного содержания (вознаграждения) ими только за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статей 13 действующего Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы, в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 101 действующего федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными образовательными организациями в соответствии с уставными целями. Это значит, что содержание работников государственных вузов может складываться не только из бюджетных средств, но и внебюджетных.

Как и согласно ранее действовавшему федеральному закону от 22 августа 1996 года №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пришедшим ему на смену законом «Об образовании в Российской Федерации», установлено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, может иметь средства от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. В законе нет никаких ограничений на использование этих средств и на содержание работников государственных вузов (часть 5 статьи 54).

Пунктом 7.26. Устава бюджетного образовательного учреждения, в котором работает мой знакомый, также отмечено, что университет самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание Университета, и (или) иных источников, установленных Уставом.

Поскольку денежное содержание работника государственного вуза полностью или отчасти формируется из внебюджетных средств, он не может быть признан государственным служащим. Как нельзя женщине быть только отчасти беременной, так не может и служащий быть только отчасти государственным…

Таким образом, нет оснований считать всех работников государственных вузов государственными служащими в виду отсутствия универсального для последних признака – содержания их только за счет соответствующего бюджета. Относится это к ректору, проректору и всем другим работающим в вузе лицам, поскольку все они могут содержаться из внебюджетных средств.

Утверждая, что все это относится и к руководству вуза, в том числе к ректору, имею в виду значимое в этом отношении Определение Верховного Суда РФ от 14 августа 2013 года № 83-АПГ13-8 (дело по апелляционной жалобе Миронова Ю.Н.), согласно которому

«…утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений не исключает централизации средств до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств на выплаты стимулирующего характера. Но осуществление централизации, как следует из пункта 9 названного Положения, является правом главных распорядителей бюджета».

«То обстоятельство, - как указано в Определении, - что Положение не предусматривает централизацию средств на стимулирование руководителей государственных учреждений здравоохранения Брянской области, их премирование осуществляется за счет средств учреждения, не может рассматриваться как противоречие федеральному законодательству».

Иначе решен вопрос в отношении действительных государственных служащих. В частности, руководителям федеральных органов исполнительной власти, помимо оклада, выплачиваются премии, надбавки к должностным окладам, материальная помощь. Расходы, связанные с осуществлением этих выплат, производятся в пределах утвержденного для соответствующего федерального органа исполнительной власти фонда оплаты труда (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 года №798 «О порядке премирования, установления надбавок к должностным окладам и оказания материальной помощи руководителям федеральных органов исполнительной власти (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.11.2004 № 687, от 28.03.2008 № 221).

Таким образом, работники государственных вузов, включая их руководителей (ректоров), не имеют по закону обязанности представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю).

Не относятся они и к субъектам, действия которых могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп или злоупотребление полномочиями (ст.ст.201, 204 УК РФ), которые также обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) указанные сведения. Субъекты коммерческого подкупа или злоупотребления полномочиями, о чем уже сказано, в государственных учреждениях работать не могут.

Однако в законе «О противодействии коррупции» все-таки говорится о руководителях государственных учреждений. О каких же учреждениях в данном случае идет речь?

В советский период все государственные учреждения состояли на государственном бюджете, могли функционировать только в системе государственной службы. Об этом свидетельствует статья 24 ГК РСФСР, согласно которой государственные учреждения, состоящие на государственном бюджете, …действовали от имени соответственно Союза ССР или РСФСР (в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, № 9, ст. 250).

Сейчас из всех государственных учреждений, а они могут быть автономными, бюджетными и казенными (ст.120 ГК РФ), только казенные питаются полностью лишь из бюджетных средств.

В частности, в соответствии со ст.6 Бюджетного Кодекса РФ, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и являются доходом этого бюджета1.

Таким образом, даже если руководителям производятся стимулирующие выплаты за счет казенного предприятия, это все равно выплаты за счет бюджета. По этому признаку в государственном казенном учреждении могут трудиться только государственные служащие.

Более того, только казенные государственные учреждения и функционируют в сфере государственной службы.

Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.2

Таким образом, по общему правилу, если лицо не работает в государственном казенном учреждении, которое функционирует в сфере государственной службы, нет оснований утверждать об ущербе интересам государственной службы совершением им каких-либо действий, имевших место, например, в автономных и бюджетных учреждениях. Даже лицами, выполняющими в них организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Между тем получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), злоупотребление служебным положением (ст.285 УК РФ), значащиеся составными частями понятия коррупция, посягают не на какие-то иные, а на интересы государственной службы (наименование главы 30 УК РФ).

Следовательно, если говорить о руководителях государственных учреждений, обязанных по федеральному закону «О противодействии коррупции» представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), то речь может идти только о руководителях государственных казенных учреждений. Только там работники могут содержаться исключительно из бюджетных средств. Этого нет в автономных и бюджетных государственных учреждениях, где в этой связи не может быть в принципе государственных служащих и субъектов, обязанных по этому закону представлять указанные сведения.

О том, что в федеральном законе «О противодействии коррупции» говорится наряду с муниципальных только о государственных служащих, свидетельствует ряд его норм.

В частности, согласно части 4.1. статьи 2 этого закона, правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ).

Именно о государственных служащих речь идет и в других статьях этого закона (ч. 4 ст. 1, чч.6,15,19 ст.7, ст.ст.9,10,11,

Служащие Центрального банка РФ, государственных корпораций не могут быть субъектами «злоупотребления полномочиями» - преступления, предусмотренного статьей 201 УК РФ, «коммерческого подкупа» - преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ)

1. Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее - ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Часть четвертая утратила силу. - Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288. (см. текст в предыдущей редакции)

2. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

7 августа 1992 года N 822

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 28.09.1993 N 1503, от 05.08.1995 N 819)

В целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования до принятия Закона Российской Федерации "О социальном страховании граждан в Российской Федерации" постановляю:

1. Установить, что Фонд социального страхования Российской Федерации является самостоятельным государственным финансово - кредитным учреждением Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат.

Управление Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов.

УСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.12.2004 N 795, от 30.12.2006 N 861, от 27.10.2008 N 782, от 22.06.2009 N 509, от 15.08.2012 N 830, от 04.02.2013 N 79)

I. Общие положения

1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется - Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

2. Федеральный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим уставом.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2008 N 782, от 15.08.2012 N 830) (см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

4. Федеральный фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

5. Полное официальное наименование Федерального фонда - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование - ФОМС.

IV. Финансовые средства и имущество Федерального фонда

9. Формирование и исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2008 N 782) (см. текст в предыдущей редакции)

10 - 13. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 782.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 782. (см. текст в предыдущей редакции)

15. Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 782.

(см. текст в предыдущей редакции)

Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

16. Федеральный фонд ежегодно составляет и представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и проект отчета об исполнении бюджета, а также бюджетную отчетность, составляемую в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2008 N 782, от 15.08.2012 N 830)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предельная штатная численность и фонд оплаты труда работников Федерального фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 16.1 введен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 N 782)

 
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru